Сесил Битон в Эрмитаже

Хаотично пролистывая ленту вездесущего инстаграмма, невольно натыкаешься на профили многочисленных фотографов и их чаще всего однотипные кадры без энергетики, без творчества, одно ремесло и эффект толпы. Поэтому я люблю листать фотоальбомы с работами "старых мастеров" и все чаще бубнить под свой курносый нос "раньше было лучше". И лучшее тому доказательство - открывшаяся в Эрмитаже (в Главном штабе) персональная выставка Сесила Битона. 100 работ мастера за почти полувековую карьеру из архивов его студии, журналов Vogue и Vanity Fair, и лондонского Victoria and Albert Museum. Роскошь для 2020!



Своя собственная камера, фирмы Kodak, у будущего гения появилась, когда ему было 11 лет. Первые снимки, героями которых были члены его семьи, он печатал под присмотром няни. Дальше был Кембридж и факультет истории и архитектуры, многочисленные вечеринки, театральные постановки и желание паренька незнатного происхождения стать своим в аристократических кругах. Поэтому он бросает университет и серьезно занимается съемкой. В 20 с небольшим он уже известный фотограф, и в 30е годы получает эксклюзивный контракт с открывшимся британским филиалом Vogue, куда его взяли благодаря "аристократическим" снимкам. 


Что потом? 1935. Поездка в СССР, только открывшееся московское метро, выставка иранского искусства в Эрмитаже и балет "Светлый ручей" в Большом театре. Неожиданно




Вернувшись в Англию, становится фотографом монаршей семьи. Делает "коронационный" снимок Елизаветы II, с подставленным "задником" с изображением Вестминстерского аббатства до самой церемонии, во время которой снимать не разрешалось, Сесил сделал зарисовки. В 1972 году королева произвела его в рыцари, "хорошо, хоть не посмертно" были слова Битона.



Во время Второй мировой войны он снимает город, развалины, простых людей. Одна из его самых знаменитых фотографий "Эйлин Данн в детском госпитале"
Сильно! Больше похоже на репортажной снимок, но красивый. В этом весь Сесил.


Что еще запомнилось из его биографии? Любовь к балету. В молодости он был в Венеции, встречался с Сергеем Дягилевым, обожал Анну Павлову. Снимал Нуреева.
"Нуреев любил лежать на полу в доме Сесила и рассматривать свои портреты. Если снимок ему не нравился, протыкал его ножом для бумаг."
Хьюго Виккерс


Еще он был сценографом, художником по костюмам, дизайнером интерьеров, автором эссе и мемуаров. В 1958 году получил Оскар за лучший дизайн костюмов, в 1964 еще одну статуэтку как художник-постановщик фильма "Моя прекрасная леди" с Одри Хепберн.
Он любил вечеринки, и его появление на них всегда было экстравагантным - то он представал в образе денди XVIII века, то удивлял женским макияжем, облачившись в розовый атлас, то шокировал, одев пальто, покрытое яичной скорлупой и розами.


Фотограф-эстет, законодатель мод, творец культа знаменитостей в XX веке ... все это Сесил Битон, все это на выставке в Эрмитаже.

И как сказал мудрейший Борис Пиотровский:

– В наше время пандемической нервозности и апокалиптической паники подход модного фотографа к реальности, подход, создающий из всего особую, им придуманную красоту, «выпрямляет» и успокаивает...

Подтверждаю! Свою волшебную пилюлю я получила!)