К 175-летию со дня рождения Ильи Репина


Илья Ефимович Репин ... один из самых известных художников ... автор больших сложных многолюдных полотен... по подсчетам сотрудников музея-усадьбы Пенаты он оставил в наследство более 2.000 портретов и более 500 картин... часть из них можно увидеть в Корпусе Бенуа на выставке, посвященной 175-летию со дня рождения Репина 



В этом что-то есть, а именно в разделении выставки на две части. Конечно, по-другому и невозможно, так спроектировано здание архитектором Леонтием Бенуа - анфилада ... почти... залов направо и налево от входа как два акта спектакля из жизни художника, а посередине антракт - время для размышлений. А подумать есть над чем. Ведь в картинах Репина отражено не только время, в котором он жил, своими картинами он реагировал на происходящее, но есть и обращение к прошлому, и предсказание будущего. Целая палитра ярких красок, философских мыслей, жизни самого художника.

Жизни в двух веках, при четырех императорах. Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве в семье военных поселенцев. Отец держал постоялый двор. Денег вполне хватало на семью, где было аж семеро детей. Но гордостью родителей были всего двое из них - Василий, что закончил Консерваторию и выступал в Мариинском театре, и Илья. Будущий художник в детстве получил в подарок акварельные краски. Он был в таком восторге, что от волнения у него пошла кровь носом. Такими воспоминаниями Илья Ефимович делится в автобиографии "Далекое близкое". Она читается легко, как повесть длиною в жизнь. Талантливые люди талантливы во всем.

 

И в чертежном мастерстве, и в иконописи. Это были первые шаги Репина к мечте. Деньги на нее заработал сам, расписав иконостас в Чугуевской церки. А заветной был Петербург и учеба в Академии Художеств, в которую он не с первого раза поступил, но все-таки поступил. Знал ли он тогда, что спустя 20 лет будет преподавать в этих стенах? Вряд ли. Он был поглощен учебой и работой над своей первой большой картиной. Писал дипломную на библейскую тему - "Воскрешение дочери Иаира" (1871). Именно она встречает посетителей выставки. "Имей веру, не умерла девочка, но спит" - если бы такое чудо могло произойти с его сводной сестрой Устиньей, о ней он думал, когда рисовал ... переплетение рук Христа и девушки, как момент передачи жизни, воскрешения. И почему-то вспоминается возвращение... "Возвращение блудного сына" Рембрандта, так похожа композиция - свет у кровати спящей и родственники в темноте. За нее Илья Репин получил большую золотую медаль, звание художника первой степени и пенсионерскую поездку в Европу, куда поехал с семьей. Конечной остановкой путешествия стал Париж.

Где он написал свою знаменитую картину "Садко" (1876), зал 104. Дивные, такие разные царевны-красавицы, как дань великим художникам - Тициану, Мурильо, Рубенсу. Но Репин, как и герой его полотна, написанный со сказочника-художника Васнецова, помнит, что выбрать надо "девушку-чернавушку". Именно она является олицетворением России и смотрит на Садко из сумерек картины. Чтобы быть правдоподобным, Репин был реалистом в плане деталей, он посетил Берлинский аквариум, Хрустальный дворец в Лондоне и даже просил рыбаков на берегах Нормандии показать свой улов, чтобы его зарисовать. Картину приобрел великий князь Александр Александрович, поэтому сейчас она находится в постоянной экспозиции Русского музея. 



Также в Русском музее хранится еще одно большое полотно раннего Репина - "Бурлаки на Волге" (1870-73), зал 103. Первый раз художник увидел бурлаков в устье реки Ижоры. Сделал несколько эскизов. Их увидел великий князь Владимир Александрович и заказал художнику,  тогда еще ученику!, большую картину. Три года Репин работал над ней. Ездил с братом Василием на Волгу, знакомился с бурлаками, платил им по 20 копеек за час позирования. Интересно, что в первоначальном варианте на контрасте была изображена прогулочная лодка с барышнями. Репин по несколько раз мог перерисовывать-дорисовывать свои картины, иногда жалея об утраченных персонажах, которых сам стирал и уже не мог восстановить. "Нужно было гнать меня прочь! ... Взять за шиворот и оттащить от мольберта!" - говорил он. Поэтому эта деталь исчезла из финального варианта. Зато есть молодой человек, в солнечном свете, очень похожий на статую Антиноя в Летнем саду.


Три года Репин провел в Париже. Посещал Лувр, копировал работы великих мастеров. Сначала все наводило на него скуку. Ему не нравились сама жизнь в столице Франции, люди, искусство. Импрессионисты не впечатляли. Но нельзя не отметить их влияние на его работы того периода. Портрет жены Репина Веры написан в стиле Эдуарда Мане, дочери Веры в стиле Рубенса, дочери Нади Диего Веласкеса, зал 105. 
Со временем он освоился и написал одну из самых дорогих своих картин - "Парижское кафе" (1874). Так не похоже на стиль Репина, непонятая, не принятая. Была продана автором в 1918 коллекционеру из Швеции. И буквально недавно, в 2011 году, на аукционе Кристис ушла с молотка за 4,5 млн фунтов стерлингов (!!!) 

Из Парижа художник вернулся в родной Чугуев, где создал монументальное полотно "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83), зал 102. Длинный тяжелый путь в 25-30 км как аллегория страдальческой дороги, по которой идет Россия, показанная художником во всем ее величии и разнообразии. Из интересного - фигура дьякона посередине, в золотых одежда, от которого по одной оси изображены направо сцена наказания нагайками, налево горбун, эскизов которого Репин сделал несколько. Один картиной представлен на выставке, в том же зале. Детали, много, значимые, со смыслом, говорящие. Рассматривать можно долго, как и следующее творение.



"Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1880-91), зал 100. Идея картины родилась у художника, когда в гостях у историка Дмитрия Яворницкого он услышал чтение копии письма казаков турецкому султану. Писал ее долго, более 10 лет. После нее у Репина начала сильно болеть правая рука, и он научился рисовать левой, придумал подвесную палитру.
Работая над каждой своей большой картиной Илья Ефимович, делая мазок кистью, спускался с лесов и отходил на почтительное расстояние, ведь его полотна были рассчитаны на "далекого зрителя". Так за день он мог "нашагать" несколько километров.
"Запорожцы" - монументальный труд, ода дружному смеху, братству, мужской дружбе и мужеству. Картину купил император Александр III, чем раздосадовал коллекционера Третьякова. Но для него художник написал еще один вариант. Именно вариант, Репин не копировал свои картины. У "Запорожцев" есть еще одна версия 1893 года, которая хранится в Харьковском художественном музее. 


1887 год. Художник живет в Петербурге и пишет его повседневность... "в карандаше"... для меня открытие, между залами 100 и 101.


Вторая часть выставки начинается с "Не ждали" (1884-88), зал 106. Знакома многим со школьной скамьи, изучена до мельчайших деталей. Все в ней имеет смысл, даже репродукции на стенах. Например, "Христос на Голгофе" отсылает нас к началу правления Александра III и к амнистии заключенных, на коих руках "не было крови". Хотя в советское время картину описывали, как возвращение каторжника, сбежавшего из мест заключения. Самого "каторжника" Репин переписывал восемь раз. А до написал "женский" вариант, который также представлен на выставке. 


К сожалению, " не приехал" "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 год" (1883-85) из Третьяковской галереи. В мае 2018 картина была повреждена вандалом. И это не первое нападение, которое переживает творение Репина. В январе 1913 года оно было изрезано молодым старообрядцем. В реставрации "Ивана Грозного ..." принимал участие сам художник. С 1927 года картина выставлялась в музее под стеклом. Но как видно, и оно ее не спасло. Полотно стало реакцией художника на убийство императора Александра II, жестокое и кровавое. Может поэтому в русском царе Репина есть что-то дьявольское. Особенно это видно в эскизе. И поэтому оно вызывает такую реакцию. Ведь сам Илья Ефимович считал, что своими картинами художник должен разбудить, возбудить человека на мысли, чувства и эмоции. 

Сложные и неоднозначные эмоции даже у коллег вызвала картина, наверно с самым длинным названием, "Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году" (1879), зал 106. Чтобы написать ее, Репин посетил Исторический музей, Новодевичий монастырь. Я тоже была в последнем, видела башню, где томилась царевна, и где перед ее окнами висели казненные стрельцы, и где между кирпичей долгое время верующие оставляли записки с просьбами к ней. 
Софью художник писал с матери Валентина Серова, но черты лица придал Петра I, как на его посмертной маски, снятой Карло Б. Растрелли в 1719. Картина самому Репину очень нравилась, он ее написал, как захотел. А Третьяков раскритиковал, и все-таки сейчас она находится именно в его галерее.


Художественная правда Репина всегда была далека от действительности. Порой он не видел тех событий, которые изображал на картинах. Например, "Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве" (1885-86), зал 107. Сам на этом событии не был, поэтому опрашивал свидетелей, мундир императора срисовывал в Музее интендантства, а зонтик императрицы ему принесли друзья. Но при этом картина получилась очень жизненной. Вокруг Александра III, как стена, мощные спины крестьян - опора и защита государя. Себя Репин тоже изобразил - в углу, у забора. Для картины изготовили специальную позолоченную раму с гербами всех волостей, чьи старшины присутствовали на встрече, а внизу рамы речь императора. Она долго висела в парадном зале Кремлевского дворца и только после смерти Сталина в 1953 году из-за "идеологического несоответствия" "переехала" в Третьяковскую галерею.

Из-за несоответствия многие картины Репина в советское время "переименовывали", что давало фантазию для иной, нежели задумал художник, интерпретации сюжета. А ведь Репин своим творчеством никогда не учил никого, не осуждал, не навязывал своего мнения. В 1937 году название его картины "Перед исповедью" (1885), зал 106 было заменено на "Отказ от исповеди перед смертной казнью", вернули оригинальное только в 2006.



Репин в своих картинах только философствовал. Как в "Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных" (1888), зал 106, об одном миге, коротком промежутке времени, который способен изменить течение жизни, чьей-то жизни. Это полотно художник тоже несколько раз переписывал. Невротик в розовом, для которого позировал поэт Дмитрий Мережковский, если Вы заметили, чем-то напоминает героя из "Не ждали". Император Александр III при покупке этой картины в 1889 году публично объявил о создании музея русского искусства, нынешнего Государственного Русского музея.
Существует второй вариант картины, написанный в 1890 году для Николаевского женского монастыря. Работа не была принята, долго находилась в служебных помещениях, пока не попала в Харьковский художественный музей. 


В конце своего длинного повествования хочется отметить особенно понравившиеся портреты. Ведь Репин оставил большую галерею этого художественного жанра, потому что для него написать портрет - это была единственна форма выразить свой интерес к человеку.
Сочувствие, как в "Портрете композитора Модеста Петровича Мусоргского" (1881), зал 101, который он написал за 4 дня до смерти композитора в психологическом отделении Военно-Медицинской академии, куда его поместили больного и без денег.
Почтение, как в "Лев Толстой на отдыхе в лесу" (1891), зал 106. Хоть Репин не понимал и не принимал отношение писателя к искусству, но его тянуло в Ясную Поляну "по закону тяготения малых сил к большим". 

Каким сам был художник, мне кажется, очень детально описал в мемуарах Корней Чуковский, сосед Репина по даче в Куоккала. И как Илья Ефимович спал на открытом воздухе и зимой, и летом на балконе под стеклянным навесом. И как познакомился со своей второй женой Натальей Норман, и та кормила его "котлетами из сена". Как Репин на 80м году жизни взялся за изучение французского языка, потому что ему все было интересно, и на лекции о Древнем Египте он ездил на поезде с Пенат в Петербург. Владимир Стасов, художественный критик и историк искусств, говорил: "Репин всех умнее и образованнее всех наших художников". И как ему запретили работать по состоянию здоровья, а он в гостях у того же Чуковского рисовал окурком, макая его в чернильницу - "Ради Бога, никому не показывайте. Ох, какая вышла банальщина!" Что Репин не любил, чтобы ему угождали, и горе было тому, кто решит подать ему пальто. Что он был учтив и уважителен к людям, пока они не касались своими высказываниями его убеждений, которые он готов был отстаивать грубо и резко. Читается книга легко, запоминается много.

Как и из лекции Алексея Алексеевича Курбановского, искусствоведа, главного научного сотрудника Государственного Русского музея



Что еще посмотреть... экскурсию по выставке в Третьяковской галерее, которая была в Москве до Петербургской... и фильм из серии "Больше, чем любовь" телеканала Культура, про отношения Репина с Натальей Норман... и конечно же найдите и почитайте "Далекое близкое" авторства самого художника, гения вне времени.