Дворец князей Белосельских-Белозерских // последний частный особняк на Невском //




Дворец князей Белосельских-Белозерских ... в этом году ему исполнится 167 лет. На пересечении Невского проспекта и реки Фонтанки до него стояло несколько домов. И только он, творение великого архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера, сохранился до наших дней.
Особняк был построен в 1847-48 годах для князя и княгины Белосельских-Белозерских. Владельцы дома относились к старейшему в России княжескому роду. Их представители, начиная с XVI века, занимали высокие посты на государственной службе.
Зодчего Штакеншнейдера считали "приемником изящного вкуса графа Растрелли". По  проекту последнего в середине XVIII века был возведен Строгановский дворец также на пересечении двух главных магистралей города, Невского проспекта и реки Мойки. Оба дворца построены в стиле барокко. Лепнина, колонны, окна, скульптура... Есть как минимум одно отличие, Франческо-Бартоломео Растрелли богато украсил не только фасады здания, выходящие на Невский и Мойку, но и стены, что образуют внутренний дворик. Чего не стал делать Штакеншнейдер.
Во  дворце княжеское семейство Белосельских-Белозерских давало шикарные балы, на которые хотели попасть все. И чтобы потанцевать, и чтобы познакомиться с нужными людьми. Балы начинались в девять вечера и заканчивались лишь в пять утра. Современники говорили, что на приемах у князей Белосельских-Белозерских чувствовался дух старины, что являлось редкостью для Петербурга тех лет. Из-за соседства с Аничковым дворцом (он находится на противоположном берегу Фонтанки) на балы из своей резиденции наведывались царственные особы. Любил бывать здесь император Александр III, он играл в карты, а его супруга, Мария Федоровна, танцевала. Ставили здесь живые картинки, театральные постановки. На музыкальных вечерах во дворце бывали Антон Рубинштейн и Петр Ильич Чайковский.
Балы, приемы, коллекционирование предметов живописи, серебра... капитал князей Белосельских-Белозерских таял, поэтому они вынуждены были продать дворец на Невском и поселиться в своей загородной резиденции на Крестовском острове.
Следующим владельцем дворца в 1884 году стал брат императора Александра III, Сергей Александрович. Сюда сразу после венчания он привез свою супругу, принцессу Эллу Гессен-Дармштадскую, в православии Елизавету Федоровну. Прожили во дворце они недолго, так как  в 1891 году Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Супруги переехали в белокаменную. 
В начале XX века дворец принадлежал Дмитрию Павловичу, воспитаннику и племяннику Сергея Александровича. Дмитрий в период первой мировой войны отдал часть дворца под англо-русский лазарет. Здесь работали лучшие доктора из Англии, и только сиделки были местные. В память об этом у Парадной лестницы установлен памятный знак.
Дмитрий Павлович был близким другом Феликсу Юсупову и принимал участие в убийстве старца Распутина. В своем дворце по приказу императора Николая II он долгое время находился под домашним арестом, пока не был выслан из страны.
После революции дворец был национализирован. Несколько лет в нем размещался районный комитет партии Куйбышевского района. В годы Великой Отечественной войны в здание попала бомба. Залы со стороны Фонтанки были отреставрированы, но подлинной ценности они уже сегодня не имеют. Во второй половине XX века какое-то время во дворце располагался ЗАГС. В нем расписались родители Андрея Миронова, Мария Владимировна Миронова и Александр Семенович Менакер.
С 1991 года дворец официально является Петербургским культурным центром. Здесь проходят выставки, концерты, дают спектакли. Часть помещений сданы в аренду коммерческим организациям, например, агентству "Петербургская недвижимость". В одном крыле расположился музей становления демократии в современной России имени А. Собчака. В другом Управление делами президента РФ.

Это не музей, поэтому постоянной экспозиции Вы здесь не найдете. Остались только стены. Но и они благодаря опытным экскурсоводам очень много смогли рассказать.


Первой гостей встречает Парадная лестница, в узорах решетки которой можно различить буквы "С" и "А", вензель одного из владельцев дворца. Если внимательно пересмотреть фильм "Звезда пленительного счастья", то в одной из сцен декабрист Иван Анненков спускается вниз именно по этой лестнице.



Направо Парадная столовая. Ни большого стола, ни стульев по кругу... ничего не сохранилось из мебели.  Зато можно до бесконечности рассматривать причудливые лепные узоры на стенах. Белое на зеленом. Это и растительные орнаменты, и путти (Амурчики), и охотничьи трофеи. Здесь почти нет позолоты, зато много живописи. 



Из Столовой Вы попадаете в длинную Картинную галерею. Здесь на стенах размещалась богатая коллекция живописи князей Белосельских-Белозерских. После продажи дворца картины они забрали в свой особняк на Крестовском. Их место заняли портреты августейших особ, родственников Сергей Александровича. Сейчас некоторые из них представлены в Эрмитаже.




За бархатными шторами скрывается Зеркальный зал, где проходили балы и приемы. Сегодня здесь показывают театральные постановки. На потолке роскошные, в стиле рококо, люстры, всего четыре из которых из бронзы с позолотой. Остальные мастерски выполнены из папье-маше, дабы облегчить нагрузку на потолок. Из удивительного ... в зале напротив окон находятся три зеркала. Зеркала старинные... "лицеприятные"... все, кто смотрелся в них, казались себе краше и лучше. И действительно, цвет лица в зеркале естественный, глаза горят)



Из Картинной галереи помимо Зеркального можно попасть еще в Дубовый зал. Интерьер его был оформлен в стиле модерн при великом князе Сергее Алексеевиче. Здесь располагалась его обширная библиотека, часть из которой сейчас находится в Национальной библиотеке. В зале выступали артисты Александринского театра. Здесь состоялась первая на частной сцене постановка пьесы Александра Грибоедова "Горе от ума". Запомнились из рассказа экскурсовода небольшие, но важные мелочи. В Дубовом зале массивные люстры под потолком венчают фигуры двуглавых орлов, которые чудом уцелели в годы революции, их просто прикрыли тканью. Витражи в окнах зала оригинальные. В их оформлении было использовано лунное стекло.



Бежевая гостиная, что напротив Парадной лестницы, небольшая. Там находятся два стенда, на которых бережно собрана информация (фотографи, вырезки из газет) о владельцах дворца.
Из Бежевой можно попасть в Малиновую гостиную. Это единственное помещение, где нельзя фотографировать. Сегодня оно является приемной Управления делами президента РФ. Неудивительно, это самая богато украшенная комната во дворце. Малиновый штоф на стенах. Карнизы, выполненные из липы и покрытые позолотой. Только чтобы вырезать одну розочку из дерева, мастерам требовалось два месяца! Зеркала катаны на чистом серебре. Камин выполнен из дорого каррарского мрамора.

Я очень жалею, что не взяла с собой фотоаппарат ( Поэтому представленные фотографии были позаимствованы мной из группы дворца вконтакте >>>

Это не Юсуповский и не Шереметевский дворцы, которые сегодня являются музеями. Но особняк Белосельских-Белозерских ярок и благороден. Меняя хозяев, он не утратил своей аристократичности. Он все также принадлежит знатному роду и является одним из лучших творений зодчего Штакеншнейдера. Почему? Очень советую посмотреть фильм телеканала "Культура" из цикла "Красуйся, град Петров"... тогда и поймете )