Осень в Царском Селе // душевные выходные //




Осень... наверно самое романтичное и спокойное время года, когда никуда уже не надо спешить, надо готовиться к долгой зимней спячке... поэтому лучше просто расслабиться и наслаждаться последними теплыми деньками в парках любимого города.
Что мы и сделали в прошедшую субботу) Солнца не было, но на то она и Питерская осень, чтобы быть слегка мрачной, но при этом яркой, сочной, красочной и прекрасной! Для меня лично ... привет из детства ) ... именно Царское Село всегда было и остается осенним must visit. Поэтому будучи петербургским консерватором я не стала изменять своим традициям )



Краткая историческая справка... На месте будущего Царского села находилась шведская мыза, по-фински называвшаяся Саари мойс ("возвышенное место"), а по-русски - Саарская мыза. Первоначально эти земли были подарены Александру Даниловичу Меншикову. По приказу Петра I с 1710 года они стали принадлежать его будущей супруге Екатерине. В 1717 - 1723 годах были построены каменные палаты и распланирован регулярный сад. Сарская мыза получила высокий титул Царского Села.
Оно на протяжении двух столетий являлось летней императорской резиденцией. Многие архитекторы оставили свой след в его истории... М.Г. Земцов, А.В. Квасов, С.И. Чевакинский, Б.Ф. Растрелли ...
После революции дворцово-парковый ансамбль стал музеем. Во время Второй Мировой Войны в Царском Селе погибла большая часть дворцовой коллекции, в том числе и знаменитая Янтарная комната. В течение нескольких лет архитекторами, скульпторами, живописцами, лепщиками велись реставрационные работы, и продолжаются они до сих пор.
Сегодня Государственный музей-заповедник "Царское Село" - одна из главных и самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Здесь хорошо в любое время года, а осенью особенно )))

"Проводить" экскурсию по Царскому Селу не буду... сей туристический объект с профессиональной точки зрения мною еще не изучен. Поэтому всего лишь небольшие комментарии и много осени...




Большой, или Екатерининский, дворец является одним из шедевров архитектуры русского барокко середины XVIII столетия. Его бесконечный (325 метров) фасад голубого цвета с белоснежными колоннами протянулся вдоль Екатерининского парка. Архитектор Ф.Б. Растрелли украсил его фигурами атлантов, львиными масками и другими лепными деталями, которые по его замыслу должны были быть золоченными. На позолоту наружных и внутренних украшений дворца в XVIII веке ушло около 100 килограммов червонного золота. В наши дни все декоративные элементы снаружи просто покрашены странного цвета краской.
Большой дворец, как писал уважаемый мною историк искусства Александр Бенуа, "поражает своей огромностью и раскинутостью. Живописный эффект этой длинной светлой массы, испещренной окнами и орнаментами, достигает при известных освещениях прямо фантастической прелести".
Один из главных залов Екатерининского дворца - Большой. Днем он залит светом из длинных двухярусных окон, а вечером в былые времена зажигали 700 свечей, свет которых отражался в золоченой резьбе и наборном светлом паркете. Высота зала 7 метров, площадь 850 кв метров. В зимний период перед банкетом или важным приемом зал отапливали НЕДЕЛЮ!
И конечно же, нельзя не упомянуть Янтарную комнату. В детстве я видела только нижний ярус стен, выложенный янтарем... выше пустота! Сегодня Янтарная комната предстает перед посетителями во всей красе.
Ее проект уникален в своем роде. Его исполнил архитектор и скульптор Андреас Шлютер. В 1716 году прусский король Фридрих Вильгельм I подарил кабинет Петру I. Через год янтарные панно были доставлены в Петербург и установлены в одной из комнат Зимнего дворца. В 1750 году Янтарная комната была перевезена в Царское Село. На сегодняшний день она полностью восстановлена. Стены облицованы мозаикой из прозрачного янтаря. Выложены цветочные узоры, подрамники... Фотографировать нельзя. Поэтому NO PHOTO.

Листаю альбом "Пригороды Ленинграда" 1985 года издания и вижу, что очень многие залы Екатерининского дворца сегодня не показывают (



Камеронова галерея примыкает к Большому дворцу через Холодную баню. С последней представляла собой комплекс дворцовой бани с купальней и ванной комнатой. Названа по имени ее автора Чарлза Камерона. Построена в конце XVIII века. 




И все-таки приятней гулять не по анфиладам Большого дворца, а по аллеям Екатерининского парка, который состоит из двух частей. 
Регулярный Старый сад, по преданию, основал сам Петр I. Композиционный замысел принадлежал Яну Роозену, автору проекта планировки Летнего сада. В основе ансамбля Старого сада лежит строгая симметрия расположения аллей, площадок, скульптур и павильонов. Даже деревьям и кустарникам придавали, как и сейчас, форму пирамид, шаров, арок... В середине XVIII века сад был украшен скульптурами, были возведены павильоны, в том числе "Грот", архитектор Ф.Б. Растрелли. 
В 70х годах восемнадцатого столетия вокруг Большого пруда, рядом со Старым садом, был разбит пейзажный английский парк. 70 гектаров "нетронутой" природы. При этом были посажены тысячи деревьев разных пород, созданы насыпные холмы, выкопаны пруды и каналы. 

Уже давно прошло время императоров и императриц, но их наследие позволяет нам наслаждаться красотой здесь и сейчас. И это бесценно!