Китайский дворец // творение Ринальди //


Ломоносов... хотя мне роднее красивое и историческое "Ораниенбаум"... небольшой городок с невысокими домами и узкими улицами вошел в историю нашей семьи как место, где мой папа провел свое сознательно детство. И сегодня, когда мы гуляем по аллеям парка, он вспоминает, что в пруду у Китайского дворца ловил со своим другом раков, в павильоне Катальная горка на цокольном этаже зимой выдавали лыжи напрокат, а перед Большим Меншиковским дворцом, на месте Нижнего парка, было поле, где он с ребятами играл в футбол.

Прошло время, и вход в парк сделали платным. Теперь здесь не устраивают пикников на газонах, а степенно прогуливаются под сенью деревьев, кормят уток и лебедей и культурно просвещаются, посещая отреставрированные дворцы.

Мы уже были на экскурсиях в помпезном и величественном Меншиковском дворце, а также в маленьком и уютном дворце Петра III. 
Но в отдалении от суеты, в глубине Верхнего парка оставалась еще не открытая нами "шкатулка" - Китайский дворец. Творение великого итальянского зодчего Антонио Ринальди. Часть изящного дворцово-паркового ансамбля "Собственная дача".



В 1755 году молодая Екатерина Алексеевна, будущая Великая императрица, покупает у князей Голицыных в Ораниенбауме землю, чтобы "строить и сажать первый раз в жизни".
Но дворец начнут возводить лишь в 1762 году, когда она взойдет на престол. Спустя еще два года опытные русские и итальянские мастера-живописцы, лепщики, позолотчики, специалисты по искусственному мрамору приступят к отделке внутренних помещений. Все работы закончат в 1768. 

Первоначально дворец назывался Голландский домик, или "Домик маленький, собственный ее императорского величества", или "Домик, что в Верхнем саду". Свое название "Китайский" дворец получил в конце XVIII века. Оно связано с отделкой ряда комнат, где были использованы декоративные мотивы и подлинные произведения китайского искусства.

Китайский дворец считается одной из жемчужин русского зодчества XVIII века. Это единственное в России, а возможно и в Европе, здание в стиле "рококо". Его автор, Антонио Ринальди, получил полную творческую свободу и сумел воплотить все свои замыслы, которые сохранились (с незначительными изменениями) до наших дней. Крупнейший историк русского искусства И.Э. Грабарь справедливо охарактеризовал дворец "как подлинное чудо полного чудес восемнадцатого века".


Императрица Екатерина II не жила в Китайском дворце. Его она показывала исключительно как "драгоценную шкатулку" и "роскошную безделушку", устраивая в его залах приемы для высоких гостей... короля Швеции Густава III, австрийского императора Иосифа II. С 1796 года  резиденция принадлежала внуку Екатерины II, будущему императору Александру I. В 1831 году дворец перешел его брату Михаилу Павловичу, а позднее дочь князя Михаила, Екатерина, получила "дачу" в подарок на свадьбу с герцогом Георгом Мекленбург-Стрелицким. На южном фасаде дворца, на втором этаже, можно увидеть медальон с двумя буквами "Е", что означает Екатерина II и ее правнучка Екатерина Михайловна. Мекленбург-Стрелицкие владели дворцом вплоть до 1917 года.

Как музей Китайский дворец начал работать в 1922 году. В отличии от расположенного рядом Петергофа в годы Великой Отечественной Войны ему повезло. Советские войска отстояли "Ораниенбаумский пятачок", немцев в городе не было. Незначительно поврежденный дворец открыли для посетителей после реставрации в 1946 году. Для пробуждающегося от "кошмарного сна" Петербурга это было значимое событие, как долгожданная весна.
Китайский дворец, как одно из немногих сохранившихся почти в первозданном виде архитектурных творений в стиле роккоко, в 1990 году был внесен в список ЮНЕСКО.

Моему папе повезло. Будучи мальчишкой, он успел увидеть большинство залов дворца до его консервации. Его закрыли на долгие годы. И он с волнением ждал реставрации, которая началась лишь весной 2009. Сегодня для посетителей открыты лишь шесть залов.

Попасть в Китайский дворец можно только летом и только в сухую погоду. Нам повезло. Мы купили билеты, к тому времени закончил моросить дождь, и без ожидания присоединились к группе. Утонченная женщина с правильной и красивой русской речью провела нам экскурсию, как будто рассказала личную историю вдруг ожившего дворца.


1 - Передняя 2 — Гардеробная
Половина Павла: 3 — Розовая гостиная, 4 — Штофная опочивальня, 5 — Будуар, 6 — Кабинет Павла
Парадная анфилада: 7 — Зал муз, 8 — Голубая гостиная, 9 — Стеклярусный кабинет, 10 — Большой зал, 11 — Штукатурный покой, 12 — Малый Китайский кабинет, 13 — Большой Китайский кабинет
Половина Екатерины II: 14 — Китайская опочивальня, 15 — Камерюнгферская, 16 — Портретная, 17 — Кабинет Екатерины II.

По размерам Китайский дворец небольшой. Анфилада центральных залов одной линией в 65 метров соединяет две "личные половины" - западную с покоями Екатерины II и восточную с комнатами ее сына Павла. 
За скромным фасадом с 20 отдельными выходами в парк скрыты помещения, отличающиеся исключительным богатством и изысканностью убранства. Комнаты украшены росписью, резьбой и позолотой. Каждая имеет свой художественный образ.

Но чтобы увидеть все своими глазами, сначала нужно будет миновать первый зал - антикамеру. Она была построенная в XIX веке и служит своеобразной прихожей. Здесь экскурсовод подробно рассказывает об истории дворца, его строительстве и хозяевах.
Но внимание привлекают не старинные гравюры на стенах и не повидавший многое на своем веку камин, а зал, который можно разглядеть сквозь стеклянные двери.


Зал муз открывает парадную амфиладу комнат дворца. Его стены расписаны выдающимся итальянским художником-декоратором Стефано Торелли. В простенках на светло-голубом или лилово-розовом фоне изображены музы - покровительницы искусств. Их движения плавны и изящны. Сложный цветочный узор паркетного пола повторяет рисунок стен и созвучен плафону - Венера и ее вечные спутницы - грации. Он написан маслом на холсте.

Мягкие скругленные линии, нежные цвета, ничего лишнего в декоративном убранстве. Зал светлый и словно прозрачный. Благодаря шести застекленным окнам-дверям (по три на каждой стене) он воспринимается как нарядный вестибюль, выводящий в парк.
Восторг от увиденного сменяется небольшим эмоциональным шоком, когда входишь в третий открытый для посетителей зал - Стеклярусный кабинет. 


Его стены разделены резными золоченными рамами на отдельные панно, каждое из которых вышито стеклярусом. Стеклярус - трубочки молочного стекла, нанизанные на нити, - отливает сиреневыми, серебристыми, розоватыми и синими оттенками. На его хрупкой основе застыли сказочные пейзажи с экзотическими растениями и птицами, выполненные синелью (вышивкой ворсистым шелком). Такая техника была весьма распространена в XVIII веке. Документально доказано, что панно вышиты девятью русскими женщинами-золотошвеями - Авдотьей Логиновой, Татьяной и Лукерьей Кусовыми, Прасковьей и Матреной Петровыми и другими под руководством актрисы французской труппы Марии де Шел, поступившей на русскую службу. За свою работу она попросила дать ей российское подданство, но получила от Екатерины II отказ. Императрица просто не хотела, чтобы у кого-нибудь в Петербурге тоже появилось такое чудо. 

Сложно представить, что в XIX веке ради веяния моды вышивка была покрашена яркими красками. Тем сложнее был труд реставраторов, которые долго и тщательно снимали их с тончайших нитей и очищали стеклярус от вековой пыли. 
Мозаичный пол кабинета первоначально был набран из смальт, изготовленных на Усть-Рудицкой фабрике им М.В. Ломоносова. Но в 1856 году его заменили паркетом из цветного дерева по прежнему рисунку.


В Голубой гостиной, расположенной между Залом муз и Стеклярусным кабинетом, находятся большие живописные полотна, исполненные в 1862 - 1863 годах петербургским художником А.Е. Бейдеманом. И красивое зеркало над камином в позолоченной резной раме. Это четвертый, открытый для посетителей, зал.


Об убранстве Розовой гостиной можно судить по сохранившемуся живописному плафону "Диана", художника Г.Дицциани. Плафон был сильно закрашен. И после "очистки" в его правом нижнем углу была обнаружена подпись автора.
Над дверями еще два панно - "Амур с птичкой" и "Амуры, играющие в мыльные пузыри". Когда-то стены гостиной украшали два портрета Екатерины II, камерный и парадный. Как рассказывала нам экскурсовод, в этой комнате играл в своих солдатиков маленький Павел. 


Гардеробная. Здесь стояла изящная мебель, висели картины. Сегодня можно увидеть только камин с часами  ... и нежно голубые стены. Они украшены искусной резьбой и лепкой, которые связаны между собой стилистически и композиционно. Это придает элегантность и грациозность оформлению утилитарного зала.


Отдельной достопримечательностью Китайского дворца несомненно является паркет. Поэтому внутрь пускают исключительно в бахилах. Деревянные полы созданы по рисункам Ринальди , что свидетельствует о его неисчерпаемой творческой фантазии.
Первоначально они были из искусственного мрамора, в Стеклярусном кабинете из смальты. Но в 1770 году их заменили наборными паркетами из разных пород дерева.

Описать технику набора паркета в XVIII веке своими словами сложно. Но это очень интересно! Поэтому я позаимствовала текст из одной книги о Ораниенбауме...

"Из сосновых досок изготавливались щиты, на которые рыбьем клеем наклеивались листы фанеры  (5-8 миллиметров толщиной) из той или иной древесины ценных пород. ... Здесь были клен, береза, яблоня, орех, дуб, груша, сосна, ольха, а также экзотические амарант, черное, лимонное и сандаловое деревья, самшит, палисандр, тис, туя ...

При наборе паркетов использовалась техника маркетри - составление рисунка из отдельных частей, или интарсия - врезка кусочков дерева другого цвета в основной массив. Широко применялись резьба, выжигание, подкраска и подкуривание, которое создавало иллюзию объемного рисунка. 
Последний способ весьма интересен. Кусочек дерева закапывали в горячий песок и держали там некоторое время - до потемнения, затем его вставляли в ту часть паркетного рисунка, которая должна была изображать тень. 
При помощи техники графьё, своеобразная гравировка по дереву, создавались различные узоры, получаемые прорезными тонкими желобками или углубленными штрихами, заполняемые затем черным варом или тончайшими вставками из черного дерева. ...

По своей композиции паркеты состоят из двух частей: в центре располагается медальон, обычно по форме согласованный с формой плафона, а остальная часть пола своим рисунком перекликается с украшением падуги."



Александр Бенуа, художник и искусствовед, в свое время очень точно охарактеризовал Китайский дворец -"живописные узоры, штукатурные орнаменты, картины, архитектурные детали - все это связано в одно неразрывное целое, имеющее по своему чисто музыкальному эффекту что-то общее с сонатами Гайдна или Моцарта".