Толстовский дом // Романтик из прошлого //

Если пройтись по улице Рубинштейна, бывшей Троицкой, на которой жил музыкант Антон Григорьевич Рубинштейн, в честь которого и названа эта транспортная, а лучше бы только пешеходная магистраль, но такое чудо вряд ли свершится, а тем более в ближайшее время...
Отвлеклась ) а хотела просто подвести к рассказу об одном из моих самых любимых домов в Санкт-Петербурге - безумно красивом Толстовском доме.
Дом был построен в начале прошлого века (1910-1912 г.г.) шведским архитектором Федором Лидвалем для графа Михаила Павловича Толстого. Существует версия, что на Лидваля выбор пал не случайно. Семья Толстых в Петербурге жила на улице Моховой в доме № 27-29, часть корпусов которого была построена авторитетнейшим архитектором того времени Леонтием Николаевичем Бенуа, именно его учеником в 90е годы XIX века являлся Лидваль. 
Порой в жизни все очень удачно складывается - у графа Толстого были большие доходы от усадебного хозяйства в Тамбовской губернии и желание иметь доходный дом в центре Петербурга, а у Иоганна-Фридриха Лидваля неоспоримый талант и опыт. Результатом сего союза стал дом-красавец, один из ярких примеров стиля северный модерн. 



Дом поражает своей сдержанностью. Из шести этажей нижние два из темно-красного кирпича, в отделке остальных использован тесаный известняк. Строгий фасад лишь частично дополнен рельефными панно и вазами в нишах. Ничего лишнего, играют свои важные роли даже небольшие детали, такие как полукруглые окна или старинные медные ручки. Растительный орнамент обрамляет окна и входные двери. Цветные витражи застыли на окнах лестничных площадок. Фонари под сводами высоких арок раскачиваются на ажурных цепях. 
Эти арки ренессансного типа соединяют три просторных двора в одну улицу - "улицу зодчего Лидваля", и если открыта решетка ворот (хотя последнее время она постоянно заперта на кодовый замок ((((( ), то можно пройти сквозь них от набережной Фонтанки до улицы Рубинштейна.
Все упомянутое свойственно архитектуре Петербурга серебряного века. 
Дом-романтик несколько раз снимался в кино. Режиссер Игорь Масленников превратил его в Лондонские дворы в "Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона", а в "Зимней вишне" дал эмоциональную роль в массовке. Еще были эпизоды в "Вам и не снилось", "Бандитском Петербурге" и многих др.
Дом красив не только снаружи, но и внутри. Квартиры, что сдавались в наем, были разного уровня - для состоятельных петербуржцев и для класса победнее. Они были нестандартны и по количеству комнат, и по планировке. В некоторых из-за арочных пролетов были невероятные изгибы. Горячая вода в каждой квартире, паровое отопление, лифты, телефонная сеть, система вентиляции. Не каждый дом в начале XIX века мог похвастаться такими благами цивилизации. Быть может еще и поэтому здесь жили режиссер Кировского балета Михаил Георгиевский, писатель Аркадий Аверченко, поэт-революционер Василий Князев ... и совсем недавно Эдуард Хиль. 
Кстати, известный эстрадный певец проживал в единственной, изначально запланированной, отдельной квартире. Все остальные были со множеством комнат и удобствами на этаже. Эта квартира принадлежала управляющему домом господину Колю. Александр Леопольдович был "главноуправляющим имениями, заводами и домами графа Михаила Павловича Толстого". Так написано на его визитке, что сохранилась в семейном архиве. Он тщательно записывал все расходы на строительство дома. Приложил немало усилий, чтобы выселить транспортных рабочих из квартир, которые им предоставило в послереволюционные годы правительство в обмен на прекращение стачек и выступлений. В то время были изданы для них правила проживания в Толстовском доме, где было прописано, что колоть дрова на лестничных площадках запрещается, как и выливать ночные горшки из окон, и разводить кроликов и морских свинок.
Александр Коль никогда не уезжал с улицы Рубинштейна, так и умер здесь в блокаду. 
Сейчас у дома другие управляющие, их главная задача сохранить Толстовский дом как памятник гениальному архитектору и как объект культурного наследия Российской Федерации. Время порой так безжалостно. Очень надеюсь, что дом отреставрируют полностью, а не только лицевые фасады. А еще что ворота во дворы будут открыты, и насладиться творением Федора Лидваля сможет каждый, кто умеет ценить истинную красоту в камне. 

P.S. Не пропустите в конце поста интересное видео о Лидвале и его творениях в Санкт-Петербурге >>>









фото 1912 года с сайта citywalls.ru