Приглашение к обеду и Карл Брюллов из частных коллекций // Выставки в Русском музее //

В корпусе Бенуа открылась необычная выставка. Поверьте мне, она ОЧЕНЬ необычная.
В аннотации сказано: "В экспозицию войдут большие царские сервизы XVIII - XIX веков ... " Их всего два. Один Вас "встречает" почти сразу при входе в первый зал. И все... Вы зависаете ... и надолго. Потому что на каждой тарелочке свой причудливый узор, его так и хочется повнимательнее рассмотреть. А потом очень трудно сразу объять все взглядом. И глаза будут "читать" эту обеденную сказку слева направо, иногда замирая, пытаясь понять, для чего предназначался тот или иной столовый предмет. Но оставьте силы и для второго, не менее удивительного, сервиза. 
Итак, продолжим "... картины и графические листы, изображающие разнообразные застолья"... Классика жанра а ля "земство обедает" и многочисленные натюрморты. Один из которых я не удержалась и сфотографировала на телефон под прикрытием молодой пары. Но меня все-равно засекли, и с железной ноткой в голосе на меня пошла в наступление одна из музейных бабушек "А Вы знаете, что на временных выставках нельзя фотографировать?" Вот чтоб я провалилась в тот момент на месте! Меня ринулась защищать одна женщина, сказав, что в Европе можно снимать на камеру что угодно и где угодно. Вот если бы я знала тогда, сколько стоит официальный каталог выставки (больше тысячи, точнее ближе к двум!!!!!!!), вытащила бы свою зеркалку и запечатлела все, что мне понравилось. 
Кстати, вот эта картина, которая стала причиной моего публичного румянца... 

Иван Хруцкий "Фрукты"

А какое полотно (именно полотно!, а не картина) ждет каждого, как рубеж между классикой и постсоветским искусством. Я бы поставила перед ним стулья, чтобы можно было неторопливо рассмотреть все детали, понять автора, увидеть историю и наградить характером каждого персонажа. Константин Маковский "Поцелуйный обряд". Наслаждаться строго оригиналом!

Но толпа смела меня в следующий зал. Народу, кстати, было очень много. То ли из-за того, что выставка буквально на днях началась, или просто все сбежались погреться... в Петербург неожиданно пришла зима. Чудо! )

Вы когда-нибудь видели красные куски мяса на черном фоне?! Это надо лицезреть своими глазами. А еще вот картина с потрясающим названием "Нежность"!

Игорь Пестов "Нежность"

Моя тонкая психика это не выдержала. Возможно это вызывающе красиво. Но я не удивлюсь, если кто-то после увиденного вступит в ряды вегетарианцев. Но на вкус и цвет, как говорится. 

Петр Козлов "Карамбола"

Я не буду подробно описывать зал за залом, где далее в основном будут представлены картины и инсталяции прошлого века. Это неинтересно и нечестно. Каждый имеет право увидеть все сам! И быть может восхититься, а может и наоборот сказать "фууууу". Могу сказать точно - мало кого оставит равнодушным эта выставка!
Но настоятельно советую Вам обратить внимание на самые понятные экспонаты )))...
... представленную коллекцию моего любимого Императорского (а тогда еще Ломоносовского) фарфорового завода. Это и фигурки фруктов, и забавные тарелочки с нарисованной едой ...
... большие леденцы. Мимо них Вы точно не пройдете. Красный карамельный петушок напомнит о беззаботном детстве ))) ...
... меню ресторанов XIX века, больше похожие на иллюстрации в художественном каталоге...
... на витрину с поваренными книгами. Может быть найдете свою, я вот нашла подборку открыток, что была у нас дома, - "Блюда из рыбы"...
Но гвоздь всего - это большой соленый огурец в рассоле)))) Завершает путешествие в мир еды и искусства инсталяция "Московский стол" с картонными бутылками водки и такими же салатами, фруктами, молочным поросенком. И как финальный аккорд - картина над этим столом с люстрой, упавшей в торт!
Очень символично )

Руслан Вашкевич "Торт и люстра"

Одним словом - выставка очень нестандартная. Обязательно захватите с собой ручку и блокнот (помните, да? что на выставке фотографировать нельзя ))). Пригодится Вам, если вдруг захотите записать один из понравившихся рецептов блюд русской кухни. Смотрите внимательно по сторонам!

Выставка продлится до 17 марта 2014. Все подробности на сайте Русского музея rusmuseum.ru

P.S. До 23 декабря уже в Михайловском дворце в 13м зале будут представлены картины моего любимого Карла Брюллова. Это произведения из частных коллекций Москвы и Петербурга. Всего их 10. И они никогда не выставлялись на публичное обозрение. 
Я сейчас любуюсь открыткой (жаль, что не оригиналом) с "Портрета молодой женщины у фортепьяно". Я ее раньше не видела, хотя она тесно связана с жизнью художника. На ней он запечатлел свою жену, Эмилию Тимм. С дочерью бургомистра из Риги Брюллов познакомился, когда ей было 17, а ему уже 39. Он страстно влюбился. Возможно именно в этот период безумной влюбленности он написал представленный портрет. Но брак оказался несчастным. Через 41 день после свадьбы супруга сбежала и "не забыла захватить все бриллианты", как писал художник шефу жандармов Бенкендрфу. Брюллов обвинял Эмилию в добрачном инцесте, в котором якобы та сама призналась. За девушку вступилась ее семья. Брак был расторгнут. Юная дева вышла замуж еще раз уже в 1844 году за известного издателя Алексея Греча. А у Брюллова обострилась хроническая болезнь. Такая вот трагическая история, которая подарила нам такой шедевр!



Еще одним открытием для меня стал большой эскиз для плафона Исаакиевского собора "Взятие пророка Илии на небо". Включите фантазию и представьте, как бы выглядел сейчас один из главных храмов Санкт-Петербурга, если бы художник нашел общий язык с архитектором Монферраном, и если бы врачи не запретили Брюллову по состоянию здоровья подниматься под купол. 
И это всего лишь две картины... и их истории!

Ссылка на страницу выставки на сайте музея >>>


Я надеюсь, теперь у Вас есть планы на выходные )