Кронштадт // Младший брат Петербурга //

Сегодня пятница (уже наступила только-только), а значит завтра начинаются выходные!!! Yahoooo ))) Погода будет отличная, если гидромецентр опять не соврал. Так вот ... предлагаю не сидеть в городе, еще успеется, а съездить погулять по Кронштадту! Скажу честно - не пожалеете!!!
Морской собор
Совсем недавно этот небольшой город, отделенный когда-то от материка водным пространством Финского залива, отпраздновал свой день рождения - 309 лет - всего на год он младше Санкт-Петербурга. Да, он маленький по размерам, думаю, что его весь можно обойти за день. Но если бы Вы только знали, сколько там интересных мест, уголков, про которые можно рассказывать захватывающие истории, а памятников... Один Морской собор чего только стоит!!! Кстати, также отмечал недавно свой юбилей.
Если быть исторически краткой, то остров Котлин, на котором находится Кронштадт, по Столбовскому миру 1617 года был отдан шведам. А до этого на нем жили новгородцы. В Северной войне Петр I вернул его обратно России. Уж очень выгодное было у острова местоположение - с  него можно было защищать подходы к любимому Петербургу, как будто сама природа создала этот небольшой кусочек земли, чтобы оберегать устье Невы. На Котлине была построена крепость. День ее освящения 7 мая по-старому (18 мая по-новому) 1704 года считается днем основания Кронштадта. На гербе города изображен котелок. По легенде, а наверно все-таки байке, когда Петр I приплыл на остров, шведские солдаты бросились бежать, оставив котелки с едой на костре. А банально считается, что еще древние славяне назвали остров Котлином, потому что он в центре котловины Котлинского озера. Еще на гербе маяк, но он был на острове еще до того, как на него ступила нога Петра Великого. Как раз корона на гербе в память о нем, как основателе города. Красный цвет - цвет бога войны Марса, и не спроста, ведь аж с 1720 года город являлся главной военно-морской базой Балтийского флота. Отсюда и голубая лазурь также на гербе, как цвет моря.




Вообще Кронштадт удивительный город. Его исторический центр в 1990 году вошел в список ЮНЕСКО. На его улицах жили такие знаменитые люди, как Галина Вишневская, адмирал Беллинсгаузен, изобретатель радио Попов. Кстати, бюст Александру Степановичу Попову стоит в небольшом парке рядом с доком-каналом Петра I. А внедрять радио на флоте помогал Попову его многолетний друг адмирал Макаров, который также проживал в Кронштадте и отбыл с его берега на Дальний Восток, где погиб, командуя 1й Тихоокеанской эскадрой. А еще в городе родились поэт Гумилев и физик Капица.
Крупный военный и торговый порт, база Балтийского флота, порт, из которого выходили суда в кругосветные путешествия, и куда они обратно возвращались, первый из основных судостроительных и ремонтных центров. Город прежде всего мореплавателей.
Он был очень дорог Петру I. Не зря на его памятнике высечены слова: "Оборону флота и сего места держать до последней силы живота яко наиглавнейшее дело".
Памятник Петру I
В Кронштадте даже есть свой Летний сад, недалеко в деревянном домике скромно жил Петр I. Его сейчас уже нет, но поговаривают, что будут восстанавливать. Так вот, государь выписал из Амстердама липы и посадил аллею. Парковую тему продолжил уже Беллинсгаузен. На месте Петровского парка было когда-то болото с утками и камышами. В середине XIX века адмирал на свои деньги организовал работы по углублению водосточных каналов, саженцы привезли ему из разных уголков страны, и парк был разбит в голландско-французском стиле. Удивительный был человек, Беллинсгаузен, заботился о городе и горожанах, мостил улицы и озеленял их. И все на собственные деньги, которые он тратил в основном на благоустройство города. Да так тратил, что когда он скончался, его даже не на что было похоронить.
В Кронштадте много знаковых и порой необычных памятников. Например, памятник мичману Домашенко с корабля Азов, который пытался самоотверженно спасти члена команды, что упал за борт. Но в самый последний момент, когда шлюпка с помощью была уже совсем рядом, их обоих накрыло очередной волной и унесло на дно.
Памятник погибшему в Индийском океане в 1861 году экипажу клипера "Опричник". Судно просто оказалось неприспособленным к сильным тропическим штормам. Этот памятник посвящен всем морякам, которые когда-либо не вернулись из моря домой.
Конечно есть памятники Беллинсгаузену, Макарову, Попову, Капице... А есть еще памятник рыбе колюшке на стене Обводного канала. Такая маленькая с колючками, но в блокаду ее ловили сачками, делали из нее уху, а из фарша котлеты. Многих она спасла от голода.
"Нашему полярному мореплавателю..." памятник Беллинсгаузену
В блокаду Кронштадт очень сильно помог Петербургу. В его доках было отремонтировано 615 кораблей Балтийского флота. Местные жители на заводах изготавливали запчасти к пулеметам, минометам. Из запасов флота в большой город переправлялось продовольствие, мазут. Поэтому мы, жители Санкт-Петербурга, многим обязаны маленькому брату на острове Котлин.
Еще из заметных достопримечательностей Кронштадта можно отметить Владимирскую церковь. Полковая церковь для всех сухопутных войск построена была в псевдорусском стиле. Еще упомянуть про треугольную якорную площадь, вымощенную камнями, по легенде их количество равно погибшим местным морякам в революционные годы и Великую Отечественную.
Ну и как же можно забыть о Морском соборе святителя Николая Чудотворца!!! Строили его с 1903 по 1913 года как памятник всем чинам флота Российского. До 1927 года вмещал в себя до 5 тысяч прихожан. Но потом пришли к власти большевики, из собора сделали кинотеатр им Горького, позже клуб с концертным залом. С 1974 года являлся филиалом Военно-Морского музея. И все-таки справедливость восторжествовала. Храм вернули верующим. На данный момент там продолжаются реставрационные работы, но золото его куполов уже видно на подъезде к Кронштадту, и фасад завораживает всех своей монументальностью и красотой. Он действительно очень похож на собор Айа-София в Стамбуле.
Памятник Макарову ... желание загадываю )))
За собором еще одна местная достопримечательность - Макаровский мост. Легкий, ажурный, очень красивый и в тоже время очень техничный. По легенде его построили всего за 2 недели для Николая II. Предполагалось, что ему возможно захочется пройтись пешком от Петровской пристани до Якорной площади, где строился собор. Вот и перекинули столь необычное кружевное чудо через овраг.
Что еще рассказать интересного?!
В Кронштадте, например, первыми начали хлорировать воду. Доктор Исаев пытался бороться с холерой и чумой, которая распространялась от портившейся воды Финского залива. Поэтому какое-то время в город доставляли воду даже из Петергофа.
Еще в Кронштадте есть футшточная служба, что существует аж с 1707 года. Наблюдения за колебаниями уровня Балтийского моря начались еще в 1703 году. Как результат - нуль Кронштадского футштока - от него по сей день считаются глубины и высоты на картах моряков и летчиков.
Сложно сейчас представить, что раньше на остров Котлин можно было добраться только по воде. Именно здесь в 1815 году была организована первая в России пароходная линия. Первый рейс состоялся 3 ноября. Английский пароход совершил переход от Кронштадта до Петербурга за 3 часа 37 минут. Через два года в расписании уже было два рейса в день.
А сейчас нужно всего лишь сесть на автобус или за руль своей машины и по красивейшей дамбе домчаться до удивительного Кронштадта. Поверьте, это стоит того!!!
А узнать больше про город и его достопримечательности Вы сможете на сайте kronshtadt.info. Тексты писал там явно кто-то, кто очень любит свою малую родину.