Кронштадт // Младший брат Петербурга //
Сегодня пятница (уже наступила только-только), а значит завтра начинаются выходные!!! Yahoooo ))) Погода будет отличная, если гидромецентр опять не соврал. Так вот ... предлагаю не сидеть в городе, еще успеется, а съездить погулять по Кронштадту! Скажу честно - не пожалеете!!!
Совсем недавно этот небольшой город, отделенный когда-то от материка водным пространством Финского залива, отпраздновал свой день рождения - 309 лет - всего на год он младше Санкт-Петербурга. Да, он маленький по размерам, думаю, что его весь можно обойти за день. Но если бы Вы только знали, сколько там интересных мест, уголков, про которые можно рассказывать захватывающие истории, а памятников... Один Морской собор чего только стоит!!! Кстати, также отмечал недавно свой юбилей.
Морской собор |
Если быть исторически краткой, то остров Котлин, на котором находится Кронштадт, по Столбовскому миру 1617 года был отдан шведам. А до этого на нем жили новгородцы. В Северной войне Петр I вернул его обратно России. Уж очень выгодное было у острова местоположение - с него можно было защищать подходы к любимому Петербургу, как будто сама природа создала этот небольшой кусочек земли, чтобы оберегать устье Невы. На Котлине была построена крепость. День ее освящения 7 мая по-старому (18 мая по-новому) 1704 года считается днем основания Кронштадта. На гербе города изображен котелок. По легенде, а наверно все-таки байке, когда Петр I приплыл на остров, шведские солдаты бросились бежать, оставив котелки с едой на костре. А банально считается, что еще древние славяне назвали остров Котлином, потому что он в центре котловины Котлинского озера. Еще на гербе маяк, но он был на острове еще до того, как на него ступила нога Петра Великого. Как раз корона на гербе в память о нем, как основателе города. Красный цвет - цвет бога войны Марса, и не спроста, ведь аж с 1720 года город являлся главной военно-морской базой Балтийского флота. Отсюда и голубая лазурь также на гербе, как цвет моря.
Вообще Кронштадт удивительный город. Его исторический центр в 1990 году вошел в список ЮНЕСКО. На его улицах жили такие знаменитые люди, как Галина Вишневская, адмирал Беллинсгаузен, изобретатель радио Попов. Кстати, бюст Александру Степановичу Попову стоит в небольшом парке рядом с доком-каналом Петра I. А внедрять радио на флоте помогал Попову его многолетний друг адмирал Макаров, который также проживал в Кронштадте и отбыл с его берега на Дальний Восток, где погиб, командуя 1й Тихоокеанской эскадрой. А еще в городе родились поэт Гумилев и физик Капица.
Крупный военный и торговый порт, база Балтийского флота, порт, из которого выходили суда в кругосветные путешествия, и куда они обратно возвращались, первый из основных судостроительных и ремонтных центров. Город прежде всего мореплавателей.
Он был очень дорог Петру I. Не зря на его памятнике высечены слова: "Оборону флота и сего места держать до последней силы живота яко наиглавнейшее дело".
В Кронштадте даже есть свой Летний сад, недалеко в деревянном домике скромно жил Петр I. Его сейчас уже нет, но поговаривают, что будут восстанавливать. Так вот, государь выписал из Амстердама липы и посадил аллею. Парковую тему продолжил уже Беллинсгаузен. На месте Петровского парка было когда-то болото с утками и камышами. В середине XIX века адмирал на свои деньги организовал работы по углублению водосточных каналов, саженцы привезли ему из разных уголков страны, и парк был разбит в голландско-французском стиле. Удивительный был человек, Беллинсгаузен, заботился о городе и горожанах, мостил улицы и озеленял их. И все на собственные деньги, которые он тратил в основном на благоустройство города. Да так тратил, что когда он скончался, его даже не на что было похоронить.
В Кронштадте много знаковых и порой необычных памятников. Например, памятник мичману Домашенко с корабля Азов, который пытался самоотверженно спасти члена команды, что упал за борт. Но в самый последний момент, когда шлюпка с помощью была уже совсем рядом, их обоих накрыло очередной волной и унесло на дно.
Памятник погибшему в Индийском океане в 1861 году экипажу клипера "Опричник". Судно просто оказалось неприспособленным к сильным тропическим штормам. Этот памятник посвящен всем морякам, которые когда-либо не вернулись из моря домой.
Конечно есть памятники Беллинсгаузену, Макарову, Попову, Капице... А есть еще памятник рыбе колюшке на стене Обводного канала. Такая маленькая с колючками, но в блокаду ее ловили сачками, делали из нее уху, а из фарша котлеты. Многих она спасла от голода.
В блокаду Кронштадт очень сильно помог Петербургу. В его доках было отремонтировано 615 кораблей Балтийского флота. Местные жители на заводах изготавливали запчасти к пулеметам, минометам. Из запасов флота в большой город переправлялось продовольствие, мазут. Поэтому мы, жители Санкт-Петербурга, многим обязаны маленькому брату на острове Котлин.
Еще из заметных достопримечательностей Кронштадта можно отметить Владимирскую церковь. Полковая церковь для всех сухопутных войск построена была в псевдорусском стиле. Еще упомянуть про треугольную якорную площадь, вымощенную камнями, по легенде их количество равно погибшим местным морякам в революционные годы и Великую Отечественную.
Ну и как же можно забыть о Морском соборе святителя Николая Чудотворца!!! Строили его с 1903 по 1913 года как памятник всем чинам флота Российского. До 1927 года вмещал в себя до 5 тысяч прихожан. Но потом пришли к власти большевики, из собора сделали кинотеатр им Горького, позже клуб с концертным залом. С 1974 года являлся филиалом Военно-Морского музея. И все-таки справедливость восторжествовала. Храм вернули верующим. На данный момент там продолжаются реставрационные работы, но золото его куполов уже видно на подъезде к Кронштадту, и фасад завораживает всех своей монументальностью и красотой. Он действительно очень похож на собор Айа-София в Стамбуле.
За собором еще одна местная достопримечательность - Макаровский мост. Легкий, ажурный, очень красивый и в тоже время очень техничный. По легенде его построили всего за 2 недели для Николая II. Предполагалось, что ему возможно захочется пройтись пешком от Петровской пристани до Якорной площади, где строился собор. Вот и перекинули столь необычное кружевное чудо через овраг.
Что еще рассказать интересного?!
В Кронштадте, например, первыми начали хлорировать воду. Доктор Исаев пытался бороться с холерой и чумой, которая распространялась от портившейся воды Финского залива. Поэтому какое-то время в город доставляли воду даже из Петергофа.
Еще в Кронштадте есть футшточная служба, что существует аж с 1707 года. Наблюдения за колебаниями уровня Балтийского моря начались еще в 1703 году. Как результат - нуль Кронштадского футштока - от него по сей день считаются глубины и высоты на картах моряков и летчиков.
Сложно сейчас представить, что раньше на остров Котлин можно было добраться только по воде. Именно здесь в 1815 году была организована первая в России пароходная линия. Первый рейс состоялся 3 ноября. Английский пароход совершил переход от Кронштадта до Петербурга за 3 часа 37 минут. Через два года в расписании уже было два рейса в день.
А сейчас нужно всего лишь сесть на автобус или за руль своей машины и по красивейшей дамбе домчаться до удивительного Кронштадта. Поверьте, это стоит того!!!
А узнать больше про город и его достопримечательности Вы сможете на сайте kronshtadt.info. Тексты писал там явно кто-то, кто очень любит свою малую родину.
Крупный военный и торговый порт, база Балтийского флота, порт, из которого выходили суда в кругосветные путешествия, и куда они обратно возвращались, первый из основных судостроительных и ремонтных центров. Город прежде всего мореплавателей.
Он был очень дорог Петру I. Не зря на его памятнике высечены слова: "Оборону флота и сего места держать до последней силы живота яко наиглавнейшее дело".
Памятник Петру I |
В Кронштадте много знаковых и порой необычных памятников. Например, памятник мичману Домашенко с корабля Азов, который пытался самоотверженно спасти члена команды, что упал за борт. Но в самый последний момент, когда шлюпка с помощью была уже совсем рядом, их обоих накрыло очередной волной и унесло на дно.
Памятник погибшему в Индийском океане в 1861 году экипажу клипера "Опричник". Судно просто оказалось неприспособленным к сильным тропическим штормам. Этот памятник посвящен всем морякам, которые когда-либо не вернулись из моря домой.
Конечно есть памятники Беллинсгаузену, Макарову, Попову, Капице... А есть еще памятник рыбе колюшке на стене Обводного канала. Такая маленькая с колючками, но в блокаду ее ловили сачками, делали из нее уху, а из фарша котлеты. Многих она спасла от голода.
"Нашему полярному мореплавателю..." памятник Беллинсгаузену |
Еще из заметных достопримечательностей Кронштадта можно отметить Владимирскую церковь. Полковая церковь для всех сухопутных войск построена была в псевдорусском стиле. Еще упомянуть про треугольную якорную площадь, вымощенную камнями, по легенде их количество равно погибшим местным морякам в революционные годы и Великую Отечественную.
Ну и как же можно забыть о Морском соборе святителя Николая Чудотворца!!! Строили его с 1903 по 1913 года как памятник всем чинам флота Российского. До 1927 года вмещал в себя до 5 тысяч прихожан. Но потом пришли к власти большевики, из собора сделали кинотеатр им Горького, позже клуб с концертным залом. С 1974 года являлся филиалом Военно-Морского музея. И все-таки справедливость восторжествовала. Храм вернули верующим. На данный момент там продолжаются реставрационные работы, но золото его куполов уже видно на подъезде к Кронштадту, и фасад завораживает всех своей монументальностью и красотой. Он действительно очень похож на собор Айа-София в Стамбуле.
Памятник Макарову ... желание загадываю ))) |
Что еще рассказать интересного?!
В Кронштадте, например, первыми начали хлорировать воду. Доктор Исаев пытался бороться с холерой и чумой, которая распространялась от портившейся воды Финского залива. Поэтому какое-то время в город доставляли воду даже из Петергофа.
Еще в Кронштадте есть футшточная служба, что существует аж с 1707 года. Наблюдения за колебаниями уровня Балтийского моря начались еще в 1703 году. Как результат - нуль Кронштадского футштока - от него по сей день считаются глубины и высоты на картах моряков и летчиков.
Сложно сейчас представить, что раньше на остров Котлин можно было добраться только по воде. Именно здесь в 1815 году была организована первая в России пароходная линия. Первый рейс состоялся 3 ноября. Английский пароход совершил переход от Кронштадта до Петербурга за 3 часа 37 минут. Через два года в расписании уже было два рейса в день.
А сейчас нужно всего лишь сесть на автобус или за руль своей машины и по красивейшей дамбе домчаться до удивительного Кронштадта. Поверьте, это стоит того!!!
А узнать больше про город и его достопримечательности Вы сможете на сайте kronshtadt.info. Тексты писал там явно кто-то, кто очень любит свою малую родину.